Антикоррупционное просвещение

Информация о запрете дарить и получать подарки

Гражданский кодекс Российской Федерации и иные нормативные правовые акты Российской Федерации содержат запрет на дарение лицам, замещающим государственные и муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим, служащим Банка России, работникам отдельных организаций и на получение ими в связи с выполнением служебных (должностных) обязанностей не предусмотренных законодательством Российской Федерации подарков от физических и юридических лиц.

При этом подарки, предусмотренные законодательством, рассматриваются как исключительный случай (полученные в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями), не принадлежат одаряемому, а признаются соответственно федеральной собственностью, собственностью субъекта Российской Федерации или муниципальной собственностью и подлежат передаче по акту в орган (организацию), в котором он замещает должность. Воспользоваться полученными подарками указанные лица могут только выкупив их.

В этой связи затраты, в том числе федерального бюджета, произведенные на заказ (приобретение) подарков, планируемых к вручению, являются нецелесообразными. Получение соответствующим лицом подарка не в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями является нарушением запрета, создает условия для конфликта интересов, ставя под сомнение объективность принимаемых им решений, а также влечет ответственность, предусмотренную законодательством, вплоть до увольнения в связи с утратой доверия, а в случае, когда подарок расценивается как взятка -уголовную ответственность. 

О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ

Статьей 9 Федерального закона «О противодействии коррупции» установлена обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.
Невыполнение государственным или муниципальным служащим данной обязанности является правонарушением, которое влечет его увольнение с государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным предусмотренным законодательством РФ видам ответственности.
Указом Президента РФ «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» предусмотрено, что к лицу, замещающему должность в государственном органе, сообщившему в правоохранительные или иные государственные органы или средства массовой информации о ставших ему известными фактах коррупции, меры дисциплинарной ответственности применяются в случае совершения этим лицом в течение года после указанного сообщения дисциплинарного проступка (но только по итогам рассмотрения соответствующего вопроса на заседании ко-миссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов).
В таком заседании может принимать участие в том чисто прокурор. Председатель комиссии представляет прокурору, осуществляющему надзор за соблюдением законодательства о государственной службе или законодательства о труде, необходимые материалы.
Таким образом, в течение года после указанного сообщения привлечение сотрудника к дисциплинарной ответственности возможно только с согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

Л. ГУЗЕНКО, Газета «В краю родном» от 11.12.2018 №156



ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КОРРУПЦИОННЫЕ ДЕЙСТВИЯ

В конце 2015 г. Минтруд подготовил Методические рекомендации по привлечению к ответственности за антикоррупционные проступки. В зависимости от тяжести проступка к нарушителю могут быть применены различные виды взысканий - от замечания до увольнения.

Напомним, что виды нарушений, не образующие коррупционного проступка и расцениваемые как несущественные, не влекут применения взысканий.

В Рекомендациях были перечислены все эти виды (например, непредоставление информации из-за проблем непреодолимой силы или своевременное выявление и исправление ошибок служащим).

Следует отличать несущественный проступок от малозначительного. Малозначительный проступок уже является поводом для наложения взыскания. Если нарушение допустил гражданский (муниципальный) служащий, то ему делается замечание. К федеральным госслужащим, замещающим должности государственной службы иных видов, требования жестче - им грозит не только замечание, но и выговор.

Если тяжесть и обстоятельства нарушения квалифицируются как значительные (то есть служащий утрачивает доверие руководителя), тогда санкция - увольнение.

В марте 2016 г. Минтруд подготовил Обзор практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих (далее - служащих) за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнении обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.

Единственное существенное отличие - из списка смягчающих обстоятельств исключены эффективное выполнение особо важных и сложных заданий и наличие поощрений в отчетном периоде (государственные и ведомственные награды, почетные грамоты, благодарности и т.п.).

Тем не менее рассмотрим указанный Обзор подробнее.

Ситуации, которые расцениваются

как значительные проступки, влекущие увольнение

1. Служащий не представил обязательные сведения (о доходах, расходах, имуществе, обязательствах имущественного характера).

2. Не представлены обязательные сведения, касающиеся супруги (супруга) и (или) несовершеннолетних детей (или служащий не обратился с соответствующим заявлением в подразделение по профилактике коррупционных и иных правонарушений, если такие сведения невозможно было представить по объективным причинам).

3. Сокрыты факты приобретения земельных участков, объектов недвижимого имущества, транспортных средств, ценных бумаг, стоимость которых служащий не может объяснить исходя из своего официального дохода:

а) одновременное неуказание соответствующих сведений о расходах в разд. 2 "Сведения о расходах" справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утв. Указом Президента РФ от 23.06.2014 N 460 и сведений о приобретенном имуществе в разд. 3 "Сведения об имуществе" и (или) в разд. 5 "Сведения о ценных бумагах" справки;

б) неуказание соответствующих сведений о расходах в разд. 2 справки при том, что сведения о появившемся в отчетном периоде имуществе указаны в разд. 3 и (или) в разд. 5 справки.

.4. Служащий сокрыл банковский счет, движение денежных средств по которому в течение отчетного года он не может объяснить исходя из своих доходов.

5. Скрыта информация о наличии конфликта интересов путем предоставления недостоверных сведений в отношении организации, где служащий выполняет функции государственного (муниципального) управления:

а) о получении доходов от этой организации (работа по совместительству, размещение ценных бумаг, чтение лекций и т.п.);

б) о получении доходов от продажи имущества по цене существенно выше рыночной, если покупатель - указанная организация;

в) о получении кредитов, займов от названной организации;

г) о наличии в собственности у служащего и (или) его супруги (супруга) и несовершеннолетнего ребенка ценных бумаг организации;

д) о приобретении в собственность у данной организации служащим и (или) его супругой (супругом) и несовершеннолетним ребенком земельных участков, объектов недвижимого имущества и (или) транспортного средства на льготных условиях (по цене существенно ниже рыночной).

6. Представлены недостоверные сведения, способствующие сокрытию информации о нарушении запретов:

а) о получении служащим дохода от предпринимательской деятельности;

б) о владении акциями, долями участия в коммерческих организациях при том, что служащий фактически участвует в управлении этой коммерческой организацией;

в) о владении (пользовании) иностранными финансовыми инструментами или о наличии счета (счетов) в иностранном банке <5>.

<5> Данный запрет касается лиц, указанных в ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 07.05.2013 N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".

7. Сокрытие сведений об имеющейся недвижимости за рубежом.

8. Манипуляции с информацией об источниках финансирования для обоснования факта незаконного приобретения недвижимости: значительное завышение суммы реальных доходов, либо указание фиктивных доходов, значительное завышение общей суммы имеющихся вкладов, полученных кредитов и займов, либо указание несуществующих кредитов и займов.

9. Указание заниженной стоимости совершенных сделок по приобретению земельных участков, объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, чтобы такие покупки можно было объяснить исходя из законных доходов служащего.

10. Служащий не уведомил работодателя о предложении совершить коррупционное правонарушение.

Ситуации, которые расцениваются

как малозначительные проступки

1. Служащий не указал доход от преподавательской, научной и иной творческой деятельности (чтения лекций, проведения семинаров, тренингов), если (совокупно):

- доход получен от организаций, в отношении которых служащий не осуществляет функции государственного (муниципального) управления;

- сумма дохода не превышает 10 тыс. руб.;

- служащий надлежащим образом уведомил о выполнении иной оплачиваемой работы.

2. Служащий не указал сведения об участии в коммерческой организации, если (совокупно):

- у этой организации отсутствует хозяйственная деятельность в течение трех и более лет;

- нет сомнений в отсутствии коррупционной составляющей в действиях (бездействии) служащего.

3. Служащий не предоставил сведения о доходе от вклада, если (совокупно):

- сумма вклада не превышает 10 тыс. руб.;

- сумма была переведена на банковский счет служащего, средства со счета не снимались;

- в справке отражены полные и достоверные сведения об этом счете.

4. Не указаны сведения о частном доме, если:

- дом ветхий;

- дом расположен в среднестатистическом районе (район типовой застройки жильем экономкласса), дачном некоммерческом товариществе;

- общий доход семьи служащего из трех человек - менее 1,5 млн руб. в год.

Ситуации, которые расцениваются как несущественные проступки

1. Разница при суммировании всех доходов в разд. 1 справки не превышает 10 тыс. руб. от фактически полученного дохода.

2. Объект недвижимого имущества, находящийся в пользовании по договору социального найма, указан в разделе "Недвижимое имущество" справки.

3. Объект недвижимого имущества, который ранее указывался в разделе "Недвижимое имущество", фактически оказался объектом недвижимого имущества, находящимся в пользовании (например, гараж, отражаемый ранее в качестве объекта, владение которым, по мнению служащего, осуществлялось на праве собственности, в связи с членством в кооперативе (гаражном) оказался объектом недвижимого имущества, находящимся в пользовании), либо оказался объектом, возведенным на соответствующем земельном участке, но незарегистрированным.

4. Не предоставлены сведения об имуществе, находящемся в долевой собственности служащего и члена его семьи, при этом сведения о наличии такого имущества в собственности члена семьи указаны в справке члена семьи.

5. Сведения о совместном имуществе супругов указаны только в справке одного из супругов либо только в справке одного из супругов данные сведения указаны достоверно.

6. Площадь объекта недвижимости указана с ошибкой, не превышающей 5%, либо ошибка в указании площади является технической (опиской или опечаткой, например, когда "зеркально" отражены соседние цифры).

7. Не указаны сведения о транспортных средствах, если:

- рыночная стоимость транспортных средств не превышает 100 тыс. руб. и ими не пользовались более 10 лет;

- и (или) транспортные средства переданы третьим лицам по генеральной доверенности или находятся в угоне.

8. Ошибки в наименовании вида транспортного средства, места его регистрации (однако субъект РФ указан верно).

9. Отсутствуют сведения о банковских счетах, вкладах, остаток денежных средств на которых не превышает 1 тыс. руб., при этом движение денежных средств по счету в отчетном периоде не осуществлялось.

10. Не указаны сведения о счете, открытом в банке, расположенном на территории РФ, при условии, что (совокупно):

- счет использовался в отчетном периоде только для совершения сделки по приобретению объекта недвижимого имущества и (или) транспортного средства, а также аренды банковской ячейки для этих сделок;

- остаток средств на данном счете по состоянию на 31 декабря отчетного периода составлял менее 10 тыс. руб.;

- сведения о совершенной сделке и (или) приобретенном имуществе указаны в соответствующем разделе справки (обратите внимание: данный проступок расценивается как несущественный, только если банк расположен на территории РФ).

Взыскания могут не применяться, если имеются смягчающие обстоятельства: проступок совершен впервые и квалифицирован как несущественный, отягчающих обстоятельств нет (п. 9 Методических рекомендаций).



О механизмах, направленных на снижение коррупционных рисков и злоупотреблений в сфере госзакупок.

В рамках Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) предусмотрен ряд мер, направленных на снижение коррупционных рисков и других злоупотреблений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе:
предусмотрено обязательное общественное обсуждение закупок (статья 20 Закона N 44-ФЗ);
установлено право на осуществление общественного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок (статья 102 Закона N 44-ФЗ);
установлен запрет на членство в комиссиях по осуществлению закупок лиц, заинтересованных в результатах процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (статья 39 Закона N 44-ФЗ);
предусмотрен механизм раскрытия информации о выгодоприобретателях и руководителях, в том числе членах коллегиального исполнительного органа, организации-поставщика (подрядчика, исполнителя) при заключении крупных контрактов (часть 19 статьи 34 Закона N 44-ФЗ);
предусмотрена возможность в судебном порядке признания недействительным контракта, заключенного заказчиками, должностные лица которых состоят в браке либо являются близкими родственниками с выгодоприобретателями либо руководителями организаций-поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (часть 22 статьи 34 Закона N 44-ФЗ).
Также отмечаем, что в настоящее время в целях усиления общественного контроля на сферу взаимоотношений исполнителей (генеральных подрядчиков) по государственным и муниципальным контрактам с субподрядчиками Минэкономразвития России разработан проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Законопроект предусматривает раскрытие с помощью единой информационной системы в сфере закупок информации о привлекаемых в рамках исполнения крупных государственных и муниципальных контрактов субподрядчиках, соисполнителях (с совокупным объемом привлечения более 10 процентов цены контракта). Законопроектом предусмотрена обязанность размещения в единой информационной системе информации о привлечении субподрядчиком исполнителей при исполнении контракта.
Указанный механизм обеспечит распространение общественного контроля на сферу взаимоотношений исполнителей (генеральных подрядчиков) по государственным и муниципальным контрактам с субподрядчиками и уменьшит возможность использования незаконных схем, а также приведет к снижению коррупциогенных рисков.
Кроме того, в настоящее время в целях повышения эффективности осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд разработан проект федерального закона N 623906-6 в части регламентации проведения процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме.
Проведение электронных процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) позволит повысить анонимность подачи заявок участниками закупок и рассмотрения таких заявок заказчиками, что обеспечит добросовестную конкуренцию, а также будет способствовать снижению коррупционных рисков, рисков сговора между участниками закупок, увеличению экономии бюджетных средств.
Таким образом, положениями Закона N 44-ФЗ предусмотрены механизмы, направленные на снижение коррупционных рисков и злоупотреблений в сфере государственных закупок.


Директор Департамента развития контрактной системы
М.В.ЧЕМЕРИСОВ




КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА И ПРОФИЛАКТИКА КОРРУПЦИОННЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ

В декабре 2008 года был подписан Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон N 273-ФЗ), который установил основные принципы и основы борьбы с коррупцией.
Закон N 273-ФЗ в статье 6 также предусматривает ряд мер по профилактике коррупции, в частности это механизмы, направленные на совершенствование кадровой политики, на которых мы остановимся более подробно и рассмотрим их на примере образовательной организации.

Меры профилактики

К мерам, которые призваны снизить риски коррупционных проявлений, относятся следующие мероприятия:
- трудовой запрет для работы родственников в подчинении друг у друга;
- строгое соблюдение квалификационных требований в отношении руководителя организации;
- финансово-имущественная подотчетность и специальное основание для прекращения трудовых отношений.
Далее рассмотрим каждое из названных мероприятий.

Трудовой запрет

В целях исключения признаков "клановости" и "семейственности" при приеме на работу или назначении на ту или иную должность действующими нормами законодательства в 2013 году был введен запрет на работу родственников в прямом подчинении.
Постановлением Правительства РФ от 05.07.2013 N 568 (в редакции Постановления Правительства РФ от 28.06.2016 N 594) установлено, что работники, замещающие определенные должности в тех или иных государственных структурах, не могут осуществлять трудовую деятельность в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с работником соответствующего органа, если осуществление трудовой деятельности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому (далее - трудовой запрет). В соответствии с данным Постановлением такие запреты и ограничения распространяются и на работников организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, и на должности, установленные нормативными правовыми актами федеральных государственных органов.
Фактически сейчас медики, ученые и деятели культуры не могут работать вместе с родственниками. Положения Постановления N 568 стали достаточно резонансными в творческой сфере, так как мера отнюдь не способствует "сохранению и преемственности поколений".
Для сферы образования Приказом Минобрнауки России от 28.10.2015 N 1227 установлены случаи, когда трудовой запрет распространяется на отдельные категории работников, которые включены в специальный Перечень. А сам Перечень таких работников утвержден Приказом ведомства от 13.09.2013 N 1070. Например, в образовательной организации высшего образования такие запреты установлены для следующих должностей:
- ректор (президент);
- первый проректор;
- главный бухгалтер;
- директор филиала.
А в организациях дополнительного профессионального образования действует аналогичный запрет в отношении ректора (директора) и главного бухгалтера.

Оценка квалификации руководителя

Оценка знаний и уровня квалификации работников, назначаемых на руководящие должности, позволяет исключить проявление такого явления, как "фаворитизм". В системе госслужбы к таким инструментам относятся выборы, аттестация, квалификационный экзамен и ротация.
В системе образования, например, предусмотрена специальная процедура - аттестация кандидатов на должность руководителя и руководителя образовательной организации. В соответствии с Приказом Минобрнауки России от 16.03.2015 N 240 одной из целей такой аттестации является повышение эффективности подбора и расстановки руководителей. По итогам аттестации в отношении руководителя образовательной организации может быть принято решение о его несоответствии занимаемой должности. Аттестация руководителей образовательных организаций проводится не менее одного раза в период срока действия трудового договора.

Финансово-имущественная подотчетность

Для отдельной категории работников устанавливается специальная обязанность по представлению сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей (далее - финансово-имущественная отчетность или сведения о доходах).
Такая обязанность распространяется не только на государственных и муниципальных служащих, как принято считать, но и, например, на руководителей государственного или муниципального учреждения вне зависимости от сферы деятельности.
В соответствии со статьей 275 Трудового кодекса РФ лицо, поступающее на должность руководителя государственного (муниципального) учреждения, обязано представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей. Аналогичная норма содержится и в статье 8 Закона N 273-ФЗ о противодействии коррупции.
При этом стоит отметить, что представление финансовой отчетности осуществляется не только на начальном этапе трудовых отношений (при приеме на работу), но и в процессе трудовой деятельности.
В отношении руководителя федерального государственного учреждения Постановлением Правительства РФ от 13.03.2013 N 208 утверждены Правила представления отчетности о доходах не только своих, но и своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей. Такая отчетность представляется ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным периодом.
Результаты финансовой отчетности, представленные руководителем федерального государственного учреждения, размещаются в Интернете на официальном сайте органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя учреждения. При этом Приказом Минтруда России от 30.01.2015 N 51н определено, что сведения о доходах должны размещаться и на официальном сайте учреждения в специальном разделе "Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера руководителя и членов его семьи".
Например, на сайте Минобрнауки такая информация размещена в специальном разделе "Противодействие коррупции", в подразделе "Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера".
Результаты публикации информации подобного характера позволяют надзорным органам осуществлять соответствующий мониторинг.
Обратите внимание! Статья 81 ТК РФ предусматривает основания прекращения трудовых отношений за непредставление или представление заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера (доходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей), а также в случае непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является.




Что такое коррупция? Какие действия можно отнести к коррупционным правонарушениям?

Согласно статьи 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Так установлено, что коррупция - это:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте «а», от имени или в интересах юридического лица.

К коррупционным правонарушениям относятся следующие деяния:

злоупотребление должностными полномочиями (статья 285 Уголовного кодекса Российской Федерации);

превышение должностных полномочий (статья 286 Уголовного кодекса Российской Федерации);

незаконное участие в предпринимательской деятельности (статья 289 Уголовного кодекса Российской Федерации);

получение взятки (статья 290 Уголовного кодекса Российской Федерации);

дача взятки (статья 291 Уголовного кодекса Российской Федерации);

провокация взятки либо коммерческого подкупа (статья 304 Уголовного кодекса Российской Федерации);

служебный подлог и внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений (статьи 292 и 285.3 Уголовного кодекса Российской Федерации);

присвоение или растрата (статья 160 Уголовного кодекса Российской Федерации);

мошенничество с использованием своих служебных полномочий (статья 159 Уголовного кодекса Российской Федерации);

воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности (статья 169 Уголовного кодекса Российской Федерации);

нецелевое расходование бюджетных средств и нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов (статьи 285.1 и 285.2 Уголовного кодекса Российской Федерации);

регистрация незаконных сделок с землей (статья 170 Уголовного кодекса Российской Федерации);

халатность (статья 293 Уголовного кодекса Российской Федерации).


Что такое «противодействие коррупции»?

Противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.


Что является предметом взятки?

В соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2000 № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» предметом взятки или коммерческого подкупа наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом могут быть выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.п.). Под выгодами имущественного характера следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами.